В постановлении отмечено, что для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, обращение к лекарственному обеспечению за счет государственного бюджета – единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение. При недостаточности у субъектов Российской Федерации, реализующих полномочия в области лекарственного обеспечения таких лиц, собственных средств, обращение за судебной или административной защитой хотя и способно привести к положительному для гражданина решению, но не обеспечивает в полной мере защиту права на здоровье и медицинскую помощь, поскольку не гарантирует незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных препаратов.
Однако никакие обстоятельства финансового или организационного характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, не могут служить оправданием для отказа в предоставлении или для задержки предоставления лекарственной терапии независимо от того, по какой причине эти обстоятельства возникли.
В связи с этим нормы пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не предусматривают резервного механизма обеспечения лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, лекарственными средствами в случае, когда соответствующая обязанность, возложенная на субъект Российской Федерации, не может быть надлежаще исполнена.
Федеральному законодателю надлежит в возможно более короткий срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения.
Заместитель прокурора района
юрист 1 класса М.А. Полевая